Профессия водителя является одной из наиболее сложных и тяжелых среди всех видов работ. Психологические стрессы, эмоциональные и физические нагрузки, очень часто ненормированный рабочий день. Ну и главное — постоянно надо быть сконцентрированным, потому что водитель отвечает за:
- жизни пассажиров;
- максимальную целостность доверенного ему в управление транспортного средства;
- доставку груза из точки А в точку В.
Законодательное регулирование рабочего времени водителей
Условия труда водителя транспортного средства считаются сложными, поэтому их логично отнести к таким, которые требуют особого регулирования. В РФ тема раскрыта в нескольких нормативно-правовых актах:
- Трудовой кодекс РФ (ст.ст. 47, 49). В данных статьях ТК РФ регламентируется порядок заключения отраслевого коллективного договора либо соглашения на предприятии. Также речь идет про правила внесения правок и других видов изменений в этот документ.
- Постановление Правительства РФ от 10.12.02 № 877 “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы”.
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.04 № 15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей”.
Важно учитывать, что на каждом предприятии, которое занимается пассажиро или грузоперевозками, необходимо разработать и утвердить приказом руководителя (директора, начальника) Положение об использовании автотранспорта на предприятии. В этом документе должны быть оговорены такие моменты:
- график и длительность рабочего времени водителей;
- режим работы и отстоя автомобилей;
- технический контроль за состоянием подвижного состава.
Нормированный и ненормированный рабочий день
Как уже отмечалось выше, перевозка людей — это сложное задание, которое требует концентрации физических и моральных сил. Исходя из этого определяются основные моменты по поводу длительности рабочего дня водителя:
- При пятидневной рабочей неделе рабочий день каждого водителя не может превышать 8 часов. Общее время нахождения за рулем при этом не может превышать 9 часов (учитывается время проезда ТС от базы до места отправления в путь и назад).
- При шестидневной рабочей неделе длительность рабочего дня не может превышать 7 часов.
Отметим, что ненормированный рабочий день не может быть установлен для лиц, которые водят пассажирские автобусы и маршрутные такси. Такая четко не регулированная длительность периода работы на протяжении дня может устанавливаться:
- водителям легковых автомобилей (например, для личного водителя начальника);
- участникам научных экспедиций и другим полевым бригадам.
Организация пассажирских перевозок на междугородних и международных автобусных маршрутах
В процессе перевозки граждан по междугородним и международным маршрутам не всегда получается четко соблюдать все временные интервалы, предусмотренные для отдыха водителей.
Сначала рассмотрим как происходят зачастую внутриобластные поездки. Возьмем для примера Ивановскую область России. Расстояние от областного города до городов областного значения не превышает 3,5 часов. Нормы законодательства предусматривают, что на междугородних пассажирских рейсах водители должны делать перерыв длительностью не менее, чем 15 минут, после того, как проведут в пути 3 часа.
По сути, эта норма выполняется априори, так как на рейсах обязательно есть промежуточные остановки в селах и на автостанциях мелких населенных пунктов. Автобус, который выехал утром из одного населенного пункта в другой, во второй половине дня чаще всего возвращается назад. Между временем прибытия на конечную остановку и временем отправления назад по нормам должен быть перерыв:
- для употребления водителем ТС пищи;
- может устанавливаться дополнительный перерыв длительностью не менее, чем два часа.
Межобластные и международные автобусные маршруты имеют несколько другую специфику, так как значительно увеличивается время в пути от одного города до другого. Например, расстояние между удаленными друг от друга соседними областными центрами составляет в среднем 250 — 300 километров (время в пути в одну сторону составляет от 5 до 6 часов). В такую поездку обязательно должно отправляться не менее двух водителей, которые периодически будут сменять друг друга за рулем. Цель этой нормы закона — обеспечение отдыха водителей во время поездки и повышение уровня безопасности пассажиров.
Суммарный учет рабочего времени
Учет рабочего времени водителей, которые ездят на далекие и очень большие расстояния, проводится суммарно. Основные особенности данного табелирования и времени отдыха персонала такие:
- продолжительность смены за день не может быть более, чем 10 часов;
- допускается увеличение рабочего времени до 12 часов для водителей городских и пригородных маршрутных автобусов;
- отдых водителей между сменами не может быть менее 12 часов либо менее длительности предыдущей смены (если она длилась дольше);
- возможность увеличения времени отдыха после возврата на основное место дислокации;
- выходные дни устанавливаются по графику сменности, но важно соблюдать норму длительности непрерывного еженедельного отдыха — 42 часа.
Организация доставки работников транспортом предприятия
Водители могут быть задействованы также для доставки сотрудников предприятия на работу и с нее домой. Такая доставка законна и целесообразна при наличии таких факторов:
- предприятие находится за чертой города или в промышленной зоне;
- график работы компании не позволяет хотя бы части сотрудников попасть на рабочее место с помощью общественного транспорта.
Какие документы нужны для корпоративного транспорта? Дело в том, что любое предприятие, которое имеет определенные доходы обязательно платит налог на прибыль. Прибыль высчитывается по принципу: валовая выручка минус расходы. Для отнесения тех сумм, которые тратятся на организацию доставки сотрудников, к расходам предприятия, необходимо наличие специальных подтверждающих документов:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- свидетельство о регистрации компании по адресу за городом;
- подтверждение факта расположения производственных мощностей за пределами населенного пункта или в промышленной зоне;
- справки от перевозчиков с подтверждением отсутствия рейсовых автобусных маршрутов, которые проходят недалеко от предприятия.
При наличии всех вышеуказанных фактов возможно решить проблему как организовать доставку. Дело в том, что это не так просто так как надо найти транспорт и составить маршрут его движения.
Доставка сотрудников: требования к автобусам
Доставка сотрудников на место работы и назад должна осуществляться специально обустроенными автобусами. Согласно нормам требований охраны труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом существуют правила перевозки на рабочем автобусе:
- Количество посадочных мест в ТС должно соответствовать максимальному количеству людей, которые будут ехать. Наличие стоящих граждан в салоне не допускается, особенно если автобус будет выезжать за пределы города.
- Автобусы должны быть высокими, чтобы людям было удобно передвигаться по салону.
- Важно соблюдение норм пожарной безопасности (наличие огнетушителей у водителя).
- В автобусе должно хорошо работать освещение (для перевозок пассажиров в ночное время суток).
Регламент использования корпоративного такси
Некоторые компании практикуют заказывать услуги по перевозке своих сотрудников транспортом сторонних автомобильных предприятий, для которых перевозка пассажиров является профильной задачей. Это делается с целью организации максимально правильных и комфортных условий перевозки лиц. Регламент использования корпоративного такси должен включать в себя такие основные моменты:
- требования к автотранспортным средствам, которые используются для доставки сотрудников на работу и с работы;
- график движения этих автобусов по установленному маршруту;
- порядок организации расчета за эти услуги.
Обычно прописывается 3 основных способа оплаты:
- использования корпоративной банковской карты, выданной сотруднику для этих целей;
- оплата наличными водителю автобуса;
- оплата по счету — фактуре.
Отметим, что в первом и втором случае работник предприятия должен требовать от представителя перевозчика чек за проезд. В конце месяца все собранные билеты передаются в бухгалтерию предприятия для компенсации денежных средств, потраченных на проезд к рабочему месту.
В этой статье речь шла про такие вопросы:
- длительность обычной смены водителя;
- нюансы рабочего времени водителя, который работает на межобластных и международных рейсах;
- правила организации доставки сотрудников на работу.